Майолика, что это такое. Майолика
- Майолика, что это такое. Майолика
- Майолика гжель. Гжельская майолика. Художественные изделия из керамики. Узоры и орнаменты Гжели
- Майолика технология изготовления. Секреты создания шедевров из майолики
- Майолика в интерьере – забытое прекрасное искусство
- Майолика плитка. Как использовать майолику в интерьере ванной и кухни
Майолика, что это такое. Майолика
(от —) — разновидность, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов) с использованием расписной. В технике майолики изготовляются как декоративные, наличники,и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
История
Производство керамических изделий из обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте,и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии на(см.,).
Украшенный поливной глазурью наличник (Россия, XVII век)В Италию майолика попадала изИспании через остров, от названия которого и произошёл термин «майолика». Техника получила распространение в Италии в XIV в. и достигла расцвета в XVII в. Воэпохии его племянникстали применять технику майолики к скульптурным рельефам и круглой пластике.
Помимо флорентийского («роббианского») стиля, по всей Европе славились своими изделиями мастерские,,,,,и Деруты. Несколько позднее майолика получает развитие в Германии, Франции и других европейских странах.
Итальянская майолика
Её происхождение — это Древний Египет – отчасти в связи с этим объясняют прекрасную устойчивость плитки к высоким температурам. В Италию плитка попала в 11 веке, где приглянулась мастеру Лука Делла Роббиа. Он начал проводить с ней разные эксперименты, благодаря которым мы имеем коллекции в сине-зеленых и желто-зеленых волшебных тонах. В качестве основы используется обычно непрозрачная глазурь.
Русская майолика
В России расцвет майоликового производства пришёлся на XVIII век. Наиболее известные центры производства — московский завод Гребенщикова, выпускавший изделия с монохромной росписью, и мастерские в подмосковном поселке, где в то время преимущественно использовалась многоцветная техника. Другим крупным центром майолики ещё в XVII веке был, где производились поливные изразцы для украшения стен храмов и интерьеров домов.
Второй пик интереса к майолике пришёлся на «» и тесно связан со знаменитым кружкомв. Майоликой занимались известнейшие русские живописцы того времени:,,и, а также западные, в частностии,.
- , Italian maiolica, L., 1952
Ссылки
- Наесть медиафайлы по теме Майолика
- Майолика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —СПб., 1890—1907.
Майолика гжель. Гжельская майолика. Художественные изделия из керамики. Узоры и орнаменты Гжели
Гжель занимает особое место в истории русской керамики. Именно Гжель стала центром народного керамического искусства. Гжельские гончары несли глубокие традиции гончарного искусства и повсеместно основывали керамические предприятия. Майолика — это разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. Гжельская майолика — это начало истории развития народной художественной керамики в России. Гжельская майолика разнообразна по ассортименту, формам и декоративному убранству. Весьма интересны нарядные тарелки, кружки, блюда, кувшины и особенно кумганы и квасники .
Кумган-шутиха и квасник. Майолика. Гжель. XVIII в.
Для гжельских кумганов и квасников характерна специфическая форма. Дисковидное тулово с изогнутым носиком устанавливалось на львиные лапы. У квасников в середине тулова-диска — отверстие. Особую красоту придают гжельским кумганам и квасникам скульптурные фигурки, размещавшиеся то на «плече» дисковидных сосудов, то на самой поверхности их. Изображали мужчин с музыкальными инструментами, женщин, читающих книги, мам с детьми. Иногда из фигурок составлялись жанровые сценки. Такие сосуды служили украшением праздничного стола, наполнялись брагой, пивом и фруктовыми квасами.
Кумган и квасник. Майолика. Гжель. XVIII в.
В эпоху Петра I делались попытки организовать в России производство художественной керамики , но результаты их дали о себе знать лишь в середине XVIII в.
Впервые в России в 1747 году выпуск тонкой майолики освоил московский купец Афанасий Гребенщиков. Славу гребенщиковской посуды принесли майоликовые изделия голубоватой поверхности с прекрасными синими рисунками. Формы их были выдержаны в стиле барокко и заимствовались с фарфоровой и серебряной посуды.
Блюдо и супница. Майолика. Завод Афанасия Гребенщикова, 1749-1773 гг.
Роспись посуды на заводе Гребенщикова ориентировалась на образцы фаянса из Голландии. Голландский (делфтский) фаянс был эстетическим идеалом своего времени. Преобладали орнаментальные мотивы, исполненные синей краской. Они составлялись из элементов, характерных для росписей эпохи: имитация морских раковин, причудливые растения (рокайльные завитки), стилизованные корзины с цветами. Орнаменты покрывали крупные суповые чаши (терины), блюда, лотки. В основе лежал принцип крупного декоративного рисунка на светлом фоне.
Другой характерный принцип декорирования гребенщиковской посуды — белый кружевной узор на голубоватом фоне с геометрическими элементами и элементами корзиночного плетения.
Высокие образцы майолики завода Гребенщикова делались на заказ, использовались при императорском дворе и в домах аристократии. Завод Гребенщикова оказал влияние на все дальнейшее развитие русской художественной керамики . В частности, огромное значение имел опыт этого завода для крупнейшего гончарного района России — Гжели.
Майолика технология изготовления. Секреты создания шедевров из майолики
Красочные керамические изделия, выполненные в технике майолика, уже более 20 лет создаются профессиональными мастерами из старинного города на Волге – Ярославля. Технология изготовления майолики включает множество этапов, начиная от замысла главного художника и воплощения идеи в глиняную скульптуру до росписи керамического шедевра.
Свое удивительное название майолика приобрела на созвучном испанском острове Майорка. Именно через него в Италию поставляли уникальные предметы искусства, созданные на основе керамики. В России технику росписи по сырой глазури возродили ярославские мастера.
Известная на весь мир ярославская майолика уже более 20 лет радует ценителей древнего искусства настоящими шедеврами миниатюрной росписи. Чтобы получить яркую глянцевую керамическую скульптуру, необходимо потратить много сил и времени, так как технология изготовления майолики занимает несколько этапов.
Каждая новая миниатюра рождается в мастерской главного художника в виде пластилиновой скульптуры. В таком виде будущий шедевр майолики очень легко видоизменять, а также прорабатывать различные детали. Далее работа переходит в производственный цех, где мастера берут состав из кипятка и гипса и аккуратно заливают им пластилиновую миниатюру. После остывания масса застынет в форме скульптуры и можно без проблем создавать бесконечное количество копий.
В форматорском цехе формы заполняют шликером (жидкой глиной). Через несколько минут гипсовые заготовки освобождают от этого состава и оставляют для просушки. Технология создания керамических скульптур для ярославской майолики основывается на способности жидкой глины прилипать к стенкам формы. Толщина глиняных изделий будет полностью зависеть от времени нахождения шликера внутри гипса.
Сам шликер готовится по особому рецепту. Для его изготовления берется красная глина, которая выдерживается в карьере не один год. За счет этого она становится пластичной и легко соединяется с водой. Шликер вымешивают 5 часов, после чего оставляют на 24 часа отдыхать. Когда состав готов, он напоминает по консистенции горячий шоколад.
После снятия гипсовой формы мастер получает глиняное изделие, которое остается достаточно мягким. Благодаря этому работники монтажного цеха могут соединять различные глиняные детали в более сложную композицию и зачищать швы, оставшиеся после формовки. Затем скульптура сушится в течение 2 дней и отправляется в печь, разогретую до температуры свыше 1000 градусов. Именно на этом этапе глиняное изделие превращается в керамику .
Остывшую миниатюру погружают в белую эмаль и оставляют сохнуть, а уже потом отправляют художникам для росписи. Технологию изготовления майолики можно назвать очень кропотливым трудом. Расписываются скульптуры специальными стекловидными красками и эмалями, которые моментально засыхают после нанесения на поверхность миниатюры. Цвета сначала кажутся матовыми и пастельными, но после обжига в печи изделие приобретает неповторимый глянцевый блеск и радует всех своим великолепием и красотой.
Майолика в интерьере – забытое прекрасное искусство
Даже если вы ни разу не были в Барселоне, наверняка, наслышаны о прекрасных творениях Антонио Гауди, который одел город в незабываемые одеяния из майолики. Но эта высокопористая плитка из обожженной глины используется не только для внешних отделочных работ. Майолика в интерьере квартир встречается редко, оттого так ценится любителями нескучных интерьеров.
Майолика – это расписная керамическая плитка, но не совсем обычная. Она выполняется в технике подглазурной росписи. Это означает, что для ее изготовления необходима высокопористая глина, которая обжигается, затем наносится сырая непрозрачная эмаль и расписывается вручную. После плитка обжигается при невысокой температуре, а потому сохраняет богатые сочные краски и четкость рисунка. Это является отличительной особенностью майолики, как, впрочем, и необычные орнаменты и холодная цветовая гамма.
Майолика – краткая история “взлета и падения”
Первые майоликовые плитки были изготовлены еще несколько тысячелетий назад, свидетельством тому являются огромные панно с изображениями фараонов. Так что они радовали глаз и в Древнем Египте, и в Вавилоне, да и прочие развитые древние цивилизации от них не отставали. Такие изделия прекрасно выдерживают высокие температуры, поэтому пользовались большой популярностью в жарких странах. А вот позже техника подглазурной росписи появилась вместе с арабами (маврами) на Иберийском полуострове. Нужно сказать, что название «майолика» произошло от «Майорка», откуда итальянцы и начали в Средние Века привозить искусно расписанные мавританские сосуды. А вот в Португалии такие плитки называют «азулежуш», а в Испании – «асулехос».
После итальянцы научились самостоятельно изготавливать майолику и даже значительно ее усовершенствовали. В Италии она была популярна в XIV-XVII вв., наиболее известным итальянским специалистом в этой области был Лука дела Роббиа, живший в эпоху Ренессанса. Он придумал способ наносить белю и цветную глазурь на плитку так, чтобы она крепко держалась и не теряла яркость красок. Майолика из Италии начала свое шествие по Европе как украшение интерьера и экстерьера богатых домов. Подобные керамические изделия вошли в моду во Франции, Нидерландах, Германии, России, Швейцарии и Австрии. Однако в начале XVIII в. началась эпоха фарфора и фаянса, явных конкурентов изделий в технике подглазурной росписи.
Майоликовые плитки часто можно было встретить в XVIII в., в богатых домах российского дворянства. Были мастерские и заводы близ Москвы, выпускавшие изделия в монохромной (завод Гребенщикова в Москве) и полихромной (Гжель) росписи. А вот в Ярославле тоже производили подобную плитку, но уже поливную, а не подглазурную. До сих пор одним из основных признаков интерьера в стиле русской усадьбы XIX в. является печь с изразцами.
Майолика в интерьере легко превращалась из отделочного материала в настоящий шедевр изобразительного искусства, особенно когда росписью занимались такие известные художники, как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Пабло Пикассо или Мауриц Эшер. Даже поклонники хай-тека не отказались бы от такого драгоценного украшения интерьера. Хотя майолика лучше всего подходит для средиземноморского, мавританского и русского стилей, но в качестве панно она вписывается даже в современные стили. Причем контраст старинной техники рядом с новейшими отделочными материалами и бытовой техникой выглядит просто потрясающе.
Майолика в интерьере квартиры
На сегодняшний день чаще всего можно приобрести итальянскую майолику зелено-желтого и зелено-синего цветов, потому что эти оттенки лучше всего сохраняются при высокой температуре при стандартном процессе обжига в печи. Более дешевым вариантом является плитка «под майолику», где рисунок просто нанесен на поверхность. Конечно, эксплуатационные свойства такой плитки гораздо ниже, чем у настоящей майолики. Кроме плитки для отделки ванной комнаты или рабочего фартука кухни изготавливаются декоративные панно, посуда и декоративные тарелки, наличники для окон и дверей, изразцы для оформления каминов и печей.
Хотя майолика в интерьере квартиры – дорогое удовольствие, но ее оригинальность и красота полностью компенсируют этот единственный недостаток. Да, майолика просто незаменима при создании запоминающегося, нескучного интерьера!
Майолика плитка. Как использовать майолику в интерьере ванной и кухни
Плитка с ласковым названием, испанским прошлым, восточным орнаментом и ярким темпераментом. Майолика — дорогая и броская отделка. Как её использовать, с чем сочетать и есть ли способы экономичного использования плитки в интерьере?
Производство и свойства майолики
Сочетание со стилями интерьера
Где использовать майолику
Бюджетные варианты
Время чтения: 3 минуты
Майолика Doremail в интерьере ванной комнаты в восточном стиле, автор проекта Игорь Холмогоров
Производство и свойства майолики
Сочные цвета, рельефный глянец и узоры — все свои особенности майолика получает из-за способа производства. Обычную керамическую плитку сначала обжигают, потом украшают глазурью и отправляют сушиться.
Майолику после обжига тоже покрывают глазурью — только белой. И сразу начинают по сырой глазури рисовать. Потом на рисунок наносят прозрачную глазурь и обжигают второй раз. Все три слоя спекаются вместе, так получаются пёстрые цвета и характерные неровности. А за счёт двойного обжига майолика устойчива к высоким температурам и её часто используют в облицовке печей и каминов.
Узор по сырой глазури на майолике Doremail
Однотонная майолика Doremail. Даже однотонные плитки не похожи одна на другую, текстурированная поверхность каждый раз получается неодинаковой.
Сочетание со стилями интерьера
Родные стили для майолики — восточный, средиземноморский, русский. В таких интерьерах перестараться с майоликой невозможно.
Благодаря своей поверхности — текстурированной, глянцевой, с выпуклостями и ямками, она хорошо смотрится с кантри-материалами: деревом, камнем или штукатуркой. В классических интерьерах можно встретить монохромные изразцы, или сине-белые изразцы в дельфтском стиле. Однотонная майолика подойдёт минималистичным пространствам в эко-концепции.
Сине-белая плитка JOSSE SIEGE в оформлении фартука кухни
Напольная майолика Doremail в деревянном срубе. Проект Lavka-Design
Идём дальше: в современных стилях она также может присутствовать, уже больше фрагментарно, создавая интересное противостояние традиционного и современного.
Где использовать майолику
Чаще всего майоликой оформляют ванную комнату или кухню. А ещё печи и камины. Самый частый вопрос: можно ли использовать майолику для пола? Ответ — да. Коллекции делятся на напольную и настенную майолику. Отличаются они толщиной — она больше у напольной. Но при выборе майолики для пола нужно помнить, что это гладкая плитка, и при намокании она может скользить.
Напольная майолика Doremail, коллекция MAJOLICA
Самое интересное занятие — найти, с чем ещё можно сочетать майолику на стене. Майолика в интерьере ванной выигрышно сочетается с зеркалами, так узоров становится больше. Почти уже классический вариант — сочетание майолики и дерева. И чаще всего майолику сочетают с майоликой: фоновую плитку с бордюрами, одни узоры с другими.
На фото майолика в интерьере ванной комнаты, плитка Doremail
Майолика в интерьере кухни применяется преимущественно на фартук, иногда на столешницу.
Майолика Doremail в оформлении фартука и столешницы кухни
Бюджетные варианты
Вот несколько профессиональных советов, как можно бюджетно применить майолику в интерьере.
1. Узорные и бордюрные вставки:
Стоимость узорной майолики выше однотонной. Поэтому иногда дизайнеры прибегают к хитрости: покрывают пространство однотонной майоликой, а в горизонталь или вертикаль пускают узорный бордюр
Плитка майолика в интерьере кухни, коллекция LES TUNISIENNES. Узорный бордюр в оформлении фартука и однотонная изумрудная майолика в оформлении столешницы
Плитка майолика в интерьере кухни, коллекции LES MEXICANES и LES UNIS
2. Предметный дизайн:
Майоликой можно оформить старый стол, обрамить зеркало, сделать небольшое панно в качестве картины. Такой акцент не останется незамеченным
Обрамление зеркала майоликой
Майоликой в этой кухне оформлена одна небольшая стена — но настроение уже испанское. Кухня в телепроекте “Школа ремонта”
3. Плитка “под майолику”
Некоторые производители керамогранита предлагают плитку с имитацией майоликовых узоров. Такие узоры наносятся механически. Но фабрикам удаётся напечатать на плитке характер ручной работы: они старательно переносят даже трещинки и неровные линии. Такую плитку можно найти у молодых китайских фабрик Eleven Co, Color Bridge и Exotic River.