Резьба по дереву лобзиком для начинающих. Тонкости выпиливания лобзиком
Резьба по дереву лобзиком для начинающих. Тонкости выпиливания лобзиком
Сегодня многие люди стремятся украсить интерьер приятными мелочами, например, элементами с резьбой. Очень популярны изделия из дерева с красивыми орнаментами и узорами. Дерево всегда украшает дом, создает уют, а главное, является натуральным материалом. Резьба по дереву – очень приятное и интересное занятие, которое может освоить каждый, если внимательно изучит процесс и подготовится к работе.
Особенности работы
Лобзик — это инструмент, который позволяет выпиливать из фанеры различные элементы, создавать орнаменты. Тонкое лезвие с зубцами делает различные срезы, линии и позволяет создавать украшения из дерева. Лобзик используют и в строительстве, но в данной статье речь пойдет именно о вырезании декоративных элементов. Вырезание с помощью лобзика имеет ряд особенностей. Существует большое количество вариантов этого инструмента. Две основные разновидности – это ручной и электрический лобзик. Изначально был придуман ручной лобзик. Эта конструкция состоит из дуги и лезвия. Лезвие закреплено зажимами, которые позволяют изменять натяжение. Рамка включает рукоять.
Зажимы могут быть расположены так, чтобы вращаться. Это позволяет менять плоскость и создавать сложные элементы резьбы. Пилка ручного лобзика и вся его конструкция подвержены износу, поэтому пилку приходится часто менять. Мастера, кто работает ручным инструментом, имеют много запасных пилок для замены. Электролобзик – это инструмент, который работает от сети. В корпусе расположены механизмы, на корпусе есть ручка, пилящий элемент находится в передней части внизу корпуса. Иногда есть лапка, которая помогает вырезать ровнее. Есть модели с насадками, используемые для облегчения распиливания, выравнивания края.
При работе с электролобзиком стоит ознакомиться с параметрами, которые прописаны в инструкции, чтобы знать, как именно использовать инструмент для выпиливания узоров. От ручного лобзика такой инструмент отличается креплением пилки, ее толщиной и весом. У электролобзика больший вес и меньшая точность, но зато значительно выше производительность.
Пользоваться электролобзиком можно для строительных работ. Долго работать таким инструментом трудно. Для декоративных элементов он тяжеловат и не слишком точен. Материал может пострадать, а точность узора – исказиться.
Выбор подходящего материала
Для работы лобзиком для выпиливания используют фанеру. Лучше всего березовая тонкая фанера толщиной 2-8 мм, для очень ажурных и плотных рисунков используют листы до 3 мм толщиной. А также используют специально подготовленные деревянные заготовки. С деревянными заготовками работать сложнее, но зато остаются очень красивые края. Фанера проще в использовании и доступнее. Перед тем как начать работу, стоит подготовить качественную фанеру. Важно обратить внимание на некоторые особенности материала.
- Для художественного вырезания используют листы толщиной меньше 5 мм, для элементов мебели используют 1-2-сантиметровые листы.
- Если вы собираетесь покрыть изделие бесцветным лаком, то цвет фанеры нужно выбирать внимательно. Если готовое изделие будет покрыто краской, цветным лаком или морилкой, то фанера может быть любой.
- Фанера должна быть высушена хорошо до 40-65%. Сырой материал приведет к тому, что будет застревать инструмент.
- Качество фанеры для художественной работы должно быть высоким, фанера первого или высшего сорта.
- Внимательно проверьте материал на наличие сучков и посторонних пятен.
- Проверьте, чтобы материал не имел вздутий, пустот и пятен от смолы.
- Проверьте лист на отсутствие расслоение материала.
Роспись по дереву
Сегодня мы расскажем об одном из самых старинных видов художественного искусства – росписи по дереву. Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.
Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью. Сегодня роспись по дереву широко применяется в области мебельного производства, посуды, игрушек, музыкальных инструментов.
Виды росписи по дереву
Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ. В одной только хохломской росписи есть несколько подвидов, в зависимости от типа используемого орнамента!
Сегодня мы рассмотрим три самых популярных росписи — хохломская, мезенская и городецкая, поскольку именно они являются самыми популярными и широко известными. На важно помнить, что кроме них есть множество других, не менее замечательных видов росписи: например, волховская, борецкая, владимирская и др.
1. Хохлома.
Этот вид росписи является старинным русским промыслом, зародившимся в окрестностях Нижнего Новгорода около XVII века.
Деревянная посуда всегда была в почёте на Руси, но необработанная древесина впитывает влагу и быстро загрязняется. Во избежании этого посуду стали покрывать варёным льняным маслом — олифой, которая покрывала поверхность деревянного предмета непроницаемой плёнкой.
Отличительной чертой техники является придание изделию золотистого блеска без использования золота.
Хохлома берёт свой принцип золочения без золота из старинных иконописных техник: в целях экономии фон иконы закрашивали серебром (а позже более дешёвым оловом или алюминием), наносили изображения святых, а затем покрывали льняным маслом в несколько слоёв в отдельной просушкой в печи каждого слоя. Под воздействием температуры пленка олифы приобретала золотой оттенок и серебряный фон, находящийся под ним тоже отливал золотым переливом.
Основные цвета в хохломе:
• красный;
• чёрный;
• золотой;
Дополнительные цвета:
• зелёный;
• жёлтый;
Роспись в хохломе наносится от руки, без предварительной разметки. Традиционные элементы — сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Различают два типа росписи: «верховую», когда по серебристому фону (который после обжига станет золотым!) наносят рисунок красным и чёрным цветом; и «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом фон заполняется чёрной краской, рисунок же остаётся золотым.
2. Городецкая роспись.
Эта роспись также появилась в Нижегородской губернии, но позже, чем хохлома — в XIX веке.
Сюжетные композиции в этой росписи гораздо более сложные, но мастера также наносили их без предварительной разметки.
Городецкую роспись исполняли по яркому фону темперными красками.
Основной приём росписи — сначала на изделие наносится цвет фона, потом на него наносится «подмалёвок» — крупные цветовые пятна. После этого рисунок прорабатывается тонкой кистью, затем роспись заканчивает «разживка» — дополнительные тонкие штрихи и точки, нанесённые, как правило, белой краской, и подчеркивающие детали и контраст. Основные мотивы — цветочные композиции, сказочные и былинные сюжеты, городские сценки.
3. Мезенская роспись.
Старинный вид декорирования деревянной посуды и других предметов быта. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.
Основная черта: дробный узор — звёзды, крестики, чёрточки, — выполненный в два цвета: чёрный и красный.
Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты. Также в качестве орнамента используются схематичные изображениями животных: коней или оленей. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Резьба по кости. История у разных народов мира
Резьба по кости — одно из первых художественных занятий человека. Создавая орудия труда, он со временем начал украшать их рисунками и узорами, а затем перешёл и на изготовление полностью декоративных предметов обихода, таких как ожерелья, кольца, статуэтки и шкатулки.
Материалом для таких изделий служили как «благородная» слоновая кость и бивни мамонта, так и простые цевки — плотные трубчатые части скелета коров, лошадей и прочих хозяйственных животных.
Это необычное ремесло было особенно широко распространено в восточных странах, а также в Риме, Греции и Византии. В каждом из этих мест сформировался свой стиль резьбы. Различались не только техники, но и наборы мотивов и сюжетов, которые завесили от культуры, мифологии, традиций и обрядов определённого народа. Но, поскольку значительная часть изделий создавалась для светских коллекционеров, всегда существовало большое разнообразие тем и образов.
В России хорошо известна холмогорская резьба по кости, названная так в честь соответствующего района Архангельского края. Её «визитная карточка» — это сложный и витиеватый резной орнамент со сквозными отверстиями, сочетающийся с рельефными сюжетными композициями. В работах мастеров этого стиля читается вдохновение красивой, но суровой северной природой. Узоры напоминают морозные завитки, часто встречаются растительные мотивы. Ещё одна особенность стиля — украшение орнамента цветом, будь то гравировка отдельных деталей или укладка фона под всю работу.
Чуть менее знаменита хотьковская резьба , берущая своё начало в городке Московской области с аналогичным именем. Её стиль отличается сдержанностью и лаконичностью. Художники уделяют больше внимания изображению отдельных деталей живой природы: листьев, цветов, животных. Особенно эффектно выглядят выполненные в этой технике шкатулки и женские украшения. Часто сочетают хотьковскую резьбу по кости и дереву или рогу, а также украшают изделия перламутром и другими материалами.
Отдельного внимания достойно творчество народов севера. Например, для чукотской разновидности ремесла характерны простота исполнения и минимум деталей. Основной используемый в ней материал — клык моржа. Чаще всего из него изготавливают амулеты, обереги и украшенные предметы быта, но встречаются и более сложные композиции. Встречаются росписи клыков, представляющие собой пересказ целых сюжетов в картинках.
Изделия художников, работающих в якутской технике, отличаются сложными ажурными орнаментами, в которых преобладают геометрические фигуры. Скульптуры и статуэтки этих мастеров славятся своим вниманием к проработке мелких деталей и создаются по принципу макета.
Тобольская резьба известна за свои миниатюры, изображающие повседневную жизнь северных народов. Кроме того, пользуются популярностью табакерки, брелоки, женские украшения и даже иконы от её мастеров.
Интересным стилем, основанным на резьбе по дереву, отличается варнавинская резьба по кости. Её основу составляет ажурный орнамент, который может быть как плоским, так и выпуклым. Варнавинские мастера изготавливают не только бижутерию и предметы декора, но и посуду, подсвечники, шахматные наборы и даже швейные принадлежности.
Нельзя не упомянуть китайские техники этого древнего искусства. Наиболее известны две школы: кантонская и пекинская. Первая знаменита невероятной тонкостью и роскошью своих работ, для которых используют только отбеленную специальным образом костью. Вторая чуть более сдержанна и служит в основном для изготовления фигурок людей. Для этой цели кость тщательно полируют, что подчёркивает её неповторимую текстуру.